
«В Доме актера приобрел привычку на банкетах напиваться, но не закусывать, а дома требовать есть».
Когда в XVIII веке на этом участке были запланированы первые постройки, никому и в голову не могло прийти, сколько уникальных биографий будет связано с ним.
Начнем с того, что дом № 84 по Невскому проспекту — единственный, не выходящий фасадом на улицу. Он полностью спрятан во дворах. Так произошло из-за многочисленных перестроек, «терзающих» здание уже почти три века.
После строительства дворца и перепродажи его нескольким разным людям, от Трубецкого до Бенардаки, в 1877-м году его приобретает знаменитейший род, который, по слухам, был богаче императорской фамилии, — Юсуповы.
Для любителей истории искусств особняк Юсуповых — одно из знаковых мест. Ведь именно в нем залы сдавались под выставки «передвижников», «шайки» художников, как они сами себя называли. В объединение входили великие художники, в том числе Илья Репин, Владимир Маковский, Иван Шишкин и Аполлинарий Васнецо. Именно в доме № 84-86 была представлена скандальная картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына Ивана», запрещенная позже к показу самим императором.
«Гений места» работал и после революции, когда сначала в доме открылся частный театр «Пиковая дама», а после, в 1924-м году, разместился Центральный дом работников искусств, иными словами Дом актера, которому подарили имя Станиславского. Так здание называют до сих пор.
Дом актера стал центром притяжения талантливейших артистов, неоднократно в нем выступали Аркадий Райкин, Михаил Боярский, Георгий Товстоногов, Алиса Фрейндлих и буквально все советские актеры и режиссеры, которых только можно вспомнить.
В 1980-х годах заведующим творческим отделом в Доме актера служил Семен Альтов. Работа была трудной, несмотря на власть, которую чувствовал наш герой, показывая охранникам в толпе на конкретных людей, тем самым допуская их в заведение. Ведь в то время место было очень популярное, капустники и творческие вечера вынуждали милиционеров дежурить у входа.
Забавно, что своим пиком карьеры Семен Теодорович называет вовсе не высокие должности на разных постах, а работу тут же, в Доме актера, «вышибалой» и ночным сторожем. Правда, «вышибал» из легендарного кафе Альтов «мягкой силой», посидев предварительно с дебоширами за одним столом и убедив их, что пора закончить застолье.
«В Доме актера приобрел привычку на банкетах напиваться, но не закусывать, а дома требовать есть».
Тут же, в Доме актера, Семен Теодорович узнал об особенности своего голоса.
«Телефонный звонок. “Будьте добры Николая Петровича!”
— Вы не туда попали!
Пауза. Женский голос дрожит: ”Не бросайте трубку! Умоляю, поговорите еще!”»
Отрывок из «Антологии» Семена Альтова