Набережная реки Фонтанки, 21

Здание с удивительной историей: дворец, дом великой династии, музей дворянского быта, приют авангардистов, Дом печати и, наконец, музей Фаберже.

Литературно-театральный дворец

Дворец Нарышкиных-Шуваловых был построен в XIX веке в лучших традициях династических резиденций. Красота убранства была такой, что после революции во дворце организовали музей дворянского быта. Правда, через четыре года его закрыли, а большинство интересных объектов перенесли в Эрмитаж.
 
В открытом после Доме печати под названием ОБЭРИУ была создана литературно-театральная секция, в которую входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Заболоцкий и другие авангардные поэты и писатели.
 
В 1927-м году в здесь прошла эпохальная выставка работ школы Павла Филонова. Побывал на ней и Аркадий Райкин.

«С той поры Павел Николаевич Филонов – один из наиболее почитаемых мною художников».
Павел Филонов. «Ударники (Мастера Аналитического искусства)». 1934—1935. ГРМ

«Не помню кто, вероятно, Измайлович, мне объяснил: Филонов делит художников на две категории: у одних – видящий глаз, у других – знающий. Первые замечают в предмете только видимые или только невидимые его особенности. А вторые – связывают воедино видимое и невидимое, предметное и беспредметное. Дают «формулу предмета». Знающий глаз – это универсальность взаимосвязей, свойственная и самой природе.
Мне так нравилась эта идея!  Я находил, что и к актерскому творчеству она приложима».

Искусство в соседней комнате

Аркадий Райкин всю жизнь увлекался живописью и собрал отличную коллекцию удивительных произведений. Одно из них Райкины забрали у соседа.
 
Однажды, зайдя в коммунальной квартире к соседу в комнату, жена Аркадия Руфь Марковна заметила среди лыж и прочей утвари прекрасную картину. Сосед удивился причудам интеллигенции, когда она попросила посмотреть полотно поближе, и согласился поменять его на весьма «ординарный образец русской усадебной живописи конца XVIII века».

«Мы, честно говоря, очень обрадовались. Вручили ему Екатерину, а «пастуха» отнесли к реставратору, который, как увидел его, так сразу и сказал нам, что это – Фрагонар. Потом приезжали эксперты из Эрмитажа и подтвердили: да, Фрагонар, никаких сомнений».

Прогуляйтесь по этому месту с удивительной историей: