Невский проспект, 72

Здание, построенное инженером Симой Минаш, стало символом новой культурной эпохи в Советском государстве. 

«Дом с головами леших»

Именно так называли современники здание, располагавшееся по адресу Невский проспект, 72. Нетипичный для Петербурга вид с животными орнаментами не вызвал восторга у жителей.

Вот что, к примеру, писал о фасаде дома на страницах «Зодчего» Георгий Лукомский.

«Новые постройки в центре Петербурга. Только что открытый фасад дома против Троицкой ул. (сейчас улицы Рубинштейна. Прим.)  на Невском проспекте представляет вопиющее, по своей несогласованности со всею, уже годами установившеюся, физиономией проспекта, вольнодумство; пошлейшие формы эклектического затасканного петербургского ренессанса гораздо спокойнее и терпимее рядом с этим “чухонским модерном”, украшенным какими-то головами “леших”, и выкрашенным в светло-коричневый тон».

Возможно, из-за своего «вольнодумного» экстерьера здание сразу стало привлекать радикально настроенную молодежь.

Звездный дом

В 1910—1920-е года в большой квартире на шестом этаже известный фотохудожник М. С. Наппельбаум открыл свое фотоателье. Его дочери Ида и Фредерика устраивали здесь литературные «понедельники», гостями которых были Ахматова, Зощенко, Шварц, Мандельштам, Ходасевич, Гумилев и другие яркие представители Серебряного века.

На «понедельниках» гостей угощали чаем с пирожными и бутербродами. По тем голодным послереволюционным временам это считалось роскошью.

В этом же доме находилась редакция газеты эсеров «Дело народа», в которой печатал свои стихи Сергей Есенин. Именно здесь он встретил сотрудницу редакции Зинаиду Райх, которая вскоре стала его женой.
 
Соседствовал с редакцией кинотеатр, модное нововведение эпохи. В начале 20-х там работал музыкантом в будущем известный композитор Дмитрий Шостакович.

«Так начинался Райкин»
Здесь же, в свободолюбивом доме, открылся «Свободный театр», где с антрепризами выступали Леонид Утесов, Рина Зеленая и многие другие. Живший на соседней Троицкой (ныне Рубинштейна) улице молодой Аркадий Райкин уже в те годы увлекался театром и не мог не посещать модное заведение. «Свободный» значительно повлиял на будущий индивидуальный стиль Райкина.
Единственный в Советском Союзе 1920-х джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова
Аркадий Гордин. Так начинался Райкин // Петербургский театральный журнал

Еще большее впечатление произвели на него (Райкина. Прим.), как и на нас всех, первые выступления Утесова в качестве руководителя и солиста джаз-оркестра – едва ли не единственного тогда в Ленинграде. Мы часто бегали слушать его концерты в Сад отдыха. Какая-то особенно праздничная атмосфера царила на этих концертах. К тому же нам было по 14-15 лет! Очень скоро Райкин принес утесовские песенки на школьную эстраду. Но это не было простое подражание. Как истинный талант, уже тогда он не подражал, а перенимал, и только то, что было ему по душе, интерпретируя перенятое по-своему.

Прогуляйтесь по месту, которое вдохновляло Аркадия Райкина.