Большая Конюшенная улица, 27

Знаменитый Театр Эстрады им. А. Райкина был первым, что объединило специалистов эстрадного и юмористического жанра — детище великого Аркадия Исааковича Райкина. Правда, на момент создания театра веры в эту идею ни у кого не было.

А. Райкин «Без грима»

«Объединить эстрадных артистов хотя бы на несколько лет куда трудней, нежели драматических. Для эстрадных привычная точка отсчета не спектакль, а номер. Свой номер, который они могут прокатывать и в сборных концертах. Что и в материальном отношении выгоднее, и вообще менее хлопотно, чем находиться в повседневной зависимости от нужд коллектива».

И именно в этом Театре на Желябова впервые на сцене появился Семен Альтов, впоследствии написавший последний концерт для Райкина. Из «Антологии»:

«Пришли в Театр Эстрады на Желябова смотреть, как сдают на ставку. Кто-то не явился, и вдруг мне кричат: "Быстро на сцену! Читайте!” А я в джинсах, на сцену неловко. За кулисами одолжил костюм. Брюки на два размера больше, чем я мог себе позволить. Читая на сцене перед комиссией, думал только о том, как удержать на себе штаны! Придерживал локтем, от чего скособочило. 

Сразу дали ставку девять пятьдесят вместо шести рублей. Сказали: за актерское мастерство!

Зачастую нас ценят совсем не за то, на что мы рассчитываем».

Удивительным рефреном роль случая в истории Семена Теодоровича звучит, если знать, как в свое время Райкин выиграл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады с номером Чарли Чаплина.
Аркадий, Константин Райкины и Семен Альтов
На заключительном туре конкурса перед исполнением номера «Чаплин» у Райкина пропадает… тросточка! Из воспоминаний:

«Сломя голову, я помчался на первый этаж, в зрительский гардероб… Стал умолять гардеробщиц выдать мне какую-нибудь палочку.
 
“Я артист! — кричал я не своим голосом. — Я верну! Я, честное слово, верну!”
 
После выступления с совсем не подходящей по размеру палочкой выяснилось, что трость у Райкина “украл” его старший товарищ, знаменитый артист Смирнов-Сокольский.
 
“Артисту необходим опыт. Всяческий опыт. В старое время зеленых юнцов еще и не так разыгрывали”».

Аркадий Исаакович сильно повлиял на молодого писателя-сатирика: «Мне повезло: успел встретиться с великим актером двадцатого века».
 
Так описывает Райкина Семен Теодорович:

«Как в сказке “Кот в сапогах”, Аркадий Исаакович мог превратиться в мышку или во льва. И женщины тотчас завизжали.
 
…Гастроли театра в Венгрии. Идем по улице. Райкин, его дочь Катя и я. Райкин одет как всегда безукоризненно, но шел шаркающей стариковской походкой, уронив плечи, прикрыв глаза.
 
Катя дернула его за рукав:
— Папа! Ты же мужчина! Женщины смотрят!
Аркадий Исаакович вскинул седую голову, зажег глаза и стремительной походкой легко оторвался от нас. Плащ, кашне, шляпа. Женщины оборачивались. Райкин на сколько хотел, на столько и выглядел».


Антология.

Удивительно, но произошла их встреча случайно, в Доме актера, который мы проходили ранее. Аркадий Исаакович отмечал свой юбилей в ресторане Дома актера, когда Семен Теодорович был там завотделом.
 
Последний спектакль «Мир дому твоему», написанный Альтовым, принимала комиссия министерства во время, когда Аркадий Исаакович, человек преклонных лет, предпочитал спать. В прескверном настроении он прогнал концерт перед чиновниками, кинув сыну Константину, не глядя на Альтова: «Котя, у меня в жизни не было такой неудачной программы, как эта!».
 
Через день состоялась премьера программы перед зрителями в зале «Россия» в Москве. Конечно же, мэтра приняли с восторгом и овациями. Аркадий Исаакович после сказал: «Котя, а ведь лучшего спектакля у меня, пожалуй, и не было!».

Так сегодня выглядит знаменитый Театр Эстрады им. Аркадия Райкина: