
«На Невском, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания – настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или дома Зингера».
Перед вами — роскошный торгово-развлекательный центр образца начала XX века, называемый магазином купцов Елисеевых.
Новое здание на Невском проспекте создавалось по задумке братьев Елисеевых – представителей знаменитой купеческой династии. Новый флагманский магазин должен был шокировать уважаемую публику.
Именно поэтому архитектор Барановский построил здание в скандальном стиле модерн. На его фасаде и сегодня можно увидеть четыре скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие «Промышленность», «Торговлю», «Искусство» и «Науку». Огромные окна-витрины непривычно ярко были освещены электрическими фонарями.
«На Невском, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания – настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или дома Зингера».
Если зайдете внутрь здания, вас встретит автоматическое пианино. Такое же пугало посетителей и в 1904-м, в год открытия магазина.
Поражал горожан и новый формат заведения, объединявший магазин, ресторан, банк, коммерческие курсы и развлечения: залы на втором этаже сдавались в аренду различным театральным коллективам. Среди них были «Невский фарс», «Современный театр» и антреприза Валентины Лин. В общем, хлеба и зрелищ Елисеевы предложили сполна, были бы деньги.
После революции Елисеевский магазин превратился в «Гастроном № 1», хотя ленинградцы продолжали звать его по-прежнему. Магазин работал и в годы блокады, по слухам предлагая «избранным» горожанам гораздо больший выбор продуктов, чем рядовым ленинградцам.
Продолжил существование и театр на втором этаже. В 1926-м году здесь заработал Театр сатиры под руководством Давида Гутмана, через три года ставший Театром комедии. В 1935-м его возглавил Николай Акимов, которому поручили «привести в порядок самый плохой театр в Ленинграде». И он блестяще справился с поставленной задачей. Уже через год театр под руководством Акимова стал одним из самых посещаемых в городе.
С творчеством Евгения Львовича Шварца юный Райкин познакомился еще в зрительном зале Ленинградского ТЮЗа. Именно на этой сцене в 1929-м была поставлена первая пьеса Шварца «Ундервуд». Впоследствии Райкин много работал со Шварцем как автором Театра Эстрады, часто бывал у него дома в гостях. В своих воспоминаниях он посвятил писателю особую главу.
«Спеша вам навстречу, он еще издали протягивал в приветствии обе руки. Обеими пожимал вашу. После войны руки у него стали слегка дрожать. Болезнь прогрессировала с годами, и это заметно тревожило его, хотя он и бодрился, шутил на эту тему.
— Если вдуматься,— иронизировал он, — не так уж плохо; почему-то все проходит, когда выпиваешь рюмочку коньяка. Правда, вскоре опять начинают дрожать, так что, пожалуй, коньяка не напасешься».