Невский проспект, 56

Перед вами — роскошный торгово-развлекательный центр образца начала XX века, называемый магазином купцов Елисеевых.

Дом в скандальном стиле

Новое здание на Невском проспекте создавалось по задумке братьев Елисеевых – представителей знаменитой купеческой династии. Новый флагманский магазин должен был шокировать уважаемую публику.
 
Именно поэтому архитектор Барановский построил здание в скандальном стиле модерн. На его фасаде и сегодня можно увидеть четыре скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие «Промышленность», «Торговлю», «Искусство» и «Науку». Огромные окна-витрины непривычно ярко были освещены электрическими фонарями.

Поэт Г. Иванов писал:

«На Невском, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания – настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или дома Зингера».

Если зайдете внутрь здания, вас встретит автоматическое пианино. Такое же пугало посетителей и в 1904-м, в год открытия магазина.

Поражал горожан и новый формат заведения, объединявший магазин, ресторан, банк, коммерческие курсы и развлечения: залы на втором этаже сдавались в аренду различным театральным коллективам. Среди них были «Невский фарс», «Современный театр» и антреприза Валентины Лин. В общем, хлеба и зрелищ Елисеевы предложили сполна, были бы деньги. 

Театральный центр мира

После революции Елисеевский магазин превратился в «Гастроном № 1», хотя ленинградцы продолжали звать его по-прежнему. Магазин работал и в годы блокады, по слухам предлагая «избранным» горожанам гораздо больший выбор продуктов, чем рядовым ленинградцам. 

Продолжил существование и театр на втором этаже. В 1926-м году здесь заработал Театр сатиры под руководством Давида Гутмана, через три года ставший Театром комедии. В 1935-м его возглавил Николай Акимов, которому поручили «привести в порядок самый плохой театр в Ленинграде». И он блестяще справился с поставленной задачей. Уже через год театр под руководством Акимова стал одним из самых посещаемых в городе.

Театрально-концертный зал торгового дома «Братья Елисеевы», вид до 1917 года
Театр работал в первый год блокады, перенеся постановки в здание Большого драматического театра на Фонтанке — только там были бомбоубежища. 
В те же годы здесь начал работать драматург Евгений Шварц, сыгравший большую роль в жизни и Райкина, и Акимова.   Николая Акимова в 1949-м году обвинили в формализме, отстранив от руководства театром. Продажи упали в три раза, сотрудники с трудом пережили шок от потери «отца-основателя». Победоносно режиссер вернулся на сцену только в 1956-м году с постановкой авторства Шварца «Обыкновенное чудо». Позже по произведению был снят легендарный фильм Марка Захарова.
«Обыкновенное чудо», фотографии 1956 года

С творчеством Евгения Львовича Шварца юный Райкин познакомился еще в зрительном зале Ленинградского ТЮЗа. Именно на этой сцене в 1929-м была поставлена первая пьеса Шварца «Ундервуд». Впоследствии Райкин много работал со Шварцем как автором Театра Эстрады, часто бывал у него дома в гостях. В своих воспоминаниях он посвятил писателю особую главу.

Аркадий Райкин / Без грима

«Спеша вам навстречу, он еще издали протягивал в при­ветствии обе руки. Обеими пожимал вашу. После войны руки у него стали слегка дрожать. Болезнь прогрессировала с годами, и это заметно тревожило его, хотя он и бодрился, шутил на эту тему.
— Если вдуматься,— иронизировал он, — не так уж плохо; почему-то все проходит, когда выпиваешь рюмочку коньяка. Правда, вскоре опять начинают дрожать, так что, пожалуй, коньяка не напасешься».

Театральная жизнь 30-х—60-х годов бурлила, созидая новые формы и произведения, авторы делились своими творениями с разными театрами и режиссерами, восстанавливая имидж Ленинграда как театрального центра не только Советского Союза, но и всего мира.
Евгений Шварц с котом
Прогуляйтесь по месту, построенному по задумке братьев Елисеевых.